Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Медитация для начинающих

Правильные техники медитации

Место для медитации не столь важно — практиковать ее можно практически в любом месте: в домашних условиях, тренажерном зале и даже в общественном транспорте

Важна правильная техника, а именно три аспекта: поза, дыхание и внимание. Разберем отдельно каждый

Поза

Главное — вам должно быть удобно. Убедитесь, что вы сможете пробыть в позе несколько минут.

Если вы медитируете сидя, расправьте плечи и раскройте грудь. Выпрямите спину и потянитесь макушкой наверх. Старайтесь расслабить ноги.

Подбородок опущен, грудь зажата, локти согнуты, спина скручена

Макушка тянется вверх, грудь раскрыта, руки ровные, спина прямая

Руки можно опустить на колени или собрать их в мудры — особое положение пальцев. Например, в джняна-мудру, как на фото ниже.

Большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные сведены вместе и расслаблены. Джняна-мудра успокаивает ум, нормализует давление и снимает напряжение в теле.

Удобное положение для медитации — поза по-турецки, иначе Сукхасана. Для этого нужно согнуть и скрестить ноги в положении сидя, как на фото.

Сукхасана, поза по-турецки. Для мужчин — согнутая правая нога сверху.

Сукхасана, поза по-турецки. Для женщин — согнутая левая нога сверху.

Мужчинам предпочтительно медитировать в Падмасане — Поза лотоса — и ее вариациях. Из положения сидя нужно согнуть левую ногу в колене и положить ступню на основание правого бедра, а затем правую ступню положить на левое бедро. Пятки в позе находятся на линии пупка.

Падмасана, Поза лотоса. Для мужчин — правая нога сверху.

Падмасана, Поза лотоса. Для женщин — левая нога сверху.

Женщинам также можно использовать Позу лотоса, но лучше выбрать для медитации другую позу — Сидха Йони Асану. Это исключительно женская поза. Большинство поз в йоге созданы для мужчин, и в сидячем положении направлены на сдерживание сексуальной энергии. Сидха Йони Асана наоборот пробуждает сексуальную энергию и массирует органы промежности.

Чтобы правильно сесть в позу, нужно выпрямить ноги, согнуть правую ногу в колене и прижать ступню к основанию внутреннего берда левой ноги. Затем поднять левую ногу и положить ее на правую так, чтобы левая пятка лежала аккурат на правой пятке.

Сидха Йони Асана. Правая нога снизу, левая нога сверху.

Если вы медитируете лёжа, не прижимайте руки к туловищу и ноги друг к другу. Раздвиньте ноги чуть больше ширины плеч, раскиньте руки по сторонам от корпуса ладонями вверх. Пальцы можно собрать в мудры. Голову слегка отведите в сторону, чтобы расслабить шею.

Шея напряжена, руки прижаты к туловищу, ноги прижаты друг к другу

Шея расслаблена, голова слегка отведена в сторону, руки и ноги свободно расставлены

Дыхание

После принятия комфортного положения нужно настроить дыхание. Старайтесь дышать в медитации расслаблено.

Спокойный и глубокий вдох носом и медленный, длительный выдох — тоже носом. Если присутствуют проблемы с пищеварением, на вдохе максимально наполните живот воздухом. С выдохом расслабьте живот и усилием помогите выпустить оставшийся воздух. На вдохе живот надувается, на выдохе сдувается.

Внимание

Отпустите мысли и следите за ощущениями в теле.

1. Расслабьте ноги. Сначала пальчики ног, затем ступни, голеностопы, колени, бедра, тазобедренные суставы. Почувствуйте, как мышцы ног стали тяжелыми и податливыми.

2

Поднимайтесь выше, скользя вниманием по мышцам груди и живота. Снимите с них напряжение

Переключите внимание на позвоночник и мышцы спины: начиная с поясницы и до лопаток. Расслабьте спину. Ощутите ее тяжесть.

3

Перенесите внимание на руки. Расслабьте их, начиная с пальчиков рук и ладоней, продолжая предплечьями, плечами и шеей

Поднимитесь через шею выше и расслабьте волосяной покров головы, уши, виски, щёки. Пройдитесь вниманием через лоб к глазам и векам, расслабьте их. Расслабьте нос, губы и подбородок. Язык слегка дотрагивается верхнего нёба. Проследите, чтобы челюсти были расслаблены.

Теперь всё тело расслаблено и находится в состоянии покоя. Задержитесь в этом состоянии от десяти минут и дольше.

Возможны покалывание, щекотка, холод, жар или другое непривычное ощущение — это реакция тела на расслабление. И это хороший знак.

5 ошибок новичков в медитации.

Так делать не надо

Ожидания.

Не ждите от конкретной практики медитации ровным счетом ничего. Садясь в медитацию не стоит строить ожиданий, а потом оценивать, какой результат у вас получился.

Медитация – это наблюдение. Просто наблюдайте. Никаких оценок, никакого анализа в процессе медитации.

Почему нет правильного и неправильного?

Пробовать сразу и много, чтобы научиться.

Сегодня на дыхание, завтра на мантру, послезавтра с мыслями поработаю. Выберите одну технику и медитируйте, поймите ее, осознайте, прочувствуйте.

Начинающему не надо как-то слишком сильно усердствовать.

Необычно мощно концентрироваться, фокусироваться, чтобы возможный эффект сработал быстрее. Это чушь.

Медитация не предполагает каких-то усилий (разве что волевых, чтобы сесть медитировать), это полное расслабление и наблюдение за ощущениями, либо за мыслями, либо еще за чем-то.

Как правильно медитировать?

Просветление.

Начитались где-то чего-то и захотели познать Истину. Сели в медитацию и сидим ждем, что вот-вот нас пронзит насквозь высшее знание и мы познаем суть жизни.

Я знаю людей, которые медитируют очень много лет и уже не представляют свою жизнь без медитации. Поверьте, у них не светится нимб над головой, они не общаются с Богом по прямой линии, не обрели бессмертие. Это такие же люди, как и мы все.

Но они отчаянно счастливы (две техники для счастья), имеют четкие цели, они знают, чего хотят, они улыбаются, умеют радоваться жизни. Их жизнь стала осознанной, от этого и счастливой.

Да, иногда будут своего рода вспышки, озарения каких-то потрясающих ощущений, какой-то невероятной легкости, внутренней радости, кажется, что ты что-то понял. Но это будет не всегда.

  • А есть ли Бог?
  • Главные духовные законы жизни

Отсюда и пятая ошибка. Разочарования начинающего медитировать.

Медитация как-то вот не пошла, мысли бегали, напряжение никак не уходило, спина болела. И 15 минут прошло, а как-то вот не получилось нормально расслабиться.

Это нормально, так бывает. Один день все как-то само собой происходит, другой день наоборот.

Расслабьтесь, не заморачивайтесь и просто медитируйте. Какая
бы не получилась медитация, это медитация.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

УЗНАТЬ ЗДЕСЬ

Шаг 6. Будьте готовы к возникающим сложностям

Как я уже написала выше, многие люди, начинающие медитировать, сообщают примерно следующее: «У меня ничего не получается! Я не могу расслабиться, а вместо этого ощущаю только напряжение. А еще мне в голову лезет миллион посторонних мыслей. Я не медитирую, а постоянно о чем-то думаю!»

И здесь мне хочется подчеркнуть: все описанные выше проблемы – это нормальное явление! Это не сигнал к тому, что что-то идет не так, и Вы что-то делаете неправильно. Такие сложности в той или иной степени возникают у большинства новичков.

Не стоит ожидать, что после первых же тренировок Вы будете ощущать какое-то особенное состояние (расслабленность, успокоение и т.д.). Более того, даже когда у Вас будет большой опыт практики, далеко не всегда в результате медитации Вы будете погружаться в состояние расслабленности и покоя.

Напомню, что цель медитации не в том, чтобы достичь какого-то определенного состояния, а в том, чтобы лучше узнать себя, развить осознанность (об этом мы говорили, разбирая первый и второй шаги).

Развитие осознанности в конечном итоге приводит к тому, что у Вас существенно повышается навык управления своими эмоциями, Вы становитесь намного спокойнее и гармоничнее. Но это не происходит резко: Вы выполнили медитацию и получили результат. Это процесс постепенного роста и развития.

Поначалу Вам может казаться, что ничего не меняется. Но через несколько недель регулярной практики медитации Вы оглянетесь назад и скорее всего обнаружите, что уже сделали большой шаг вперед.

Итак, повторю еще раз: не стройте никаких ожиданий касательно того, что должно происходить с Вами во время практики. Если вместо желаемых расслабления и внутренней тишины во время медитации Вы чувствуете физическое напряжение, а в голову лезет тысяча мыслей, — это нормально. Это естественный этап обучения медитации, через который проходит большинство людей. И это совсем не повод забрасывать практику.

Также, если Вы решили научиться медитировать, стоит знать, как обращаться с той или иной сложностью, возникающей при освоении практики. О том, как обходить распространенные трудности, я написала отдельные статьи. Поэтому здесь конкретных инструкций давать не буду, а только оставлю ссылки на материалы по этой теме.

Проблема, связанная с невозможностью остановить бег мыслей, настолько часто встречается, что я посвятила ей целых четыре статьи! Если Вы хотите навести порядок в своих мыслях и выключить утомляющую мыслемешалку в голове, начните свое чтение вот с этой статьи. Внутри этого материала есть ссылки на другие статьи по этой же теме, раскрывающие проблему под другим углом.

Если у Вас не получается расслабиться во время медитации, загляните сюда.

Многие люди сталкиваются с тем, что начинают засыпать во время медитации. Если эта история про Вас, прочитайте этот материал.

И, наконец, еще одна распространенная сложность связана с обстановкой во время медитации. Решив научиться медитировать, люди нередко пытаются создать какие-то особенные условия для практики: идеальную тишину, приятную обстановку и т.д. Но порой это сложно реализовать. Маленькие дети, шумные соседи, лающие собаки, родственники, требующие Вашего внимания именно в тот момент, когда Вы решили уделить время себе, — это то, что может нарушить ход практики, если не знать, как с этим правильно обойтись. Статья на эту тему находится здесь.

Шаг 1: поймайте состояние

Давайте превратим то, что вам нравится, в путь, который приведет вас к медитации. Например, вы любите возиться в саду, в огороде с растениями. Допустим, вы сажаете цветы или ухаживаете за грядкой. Пусть этот процесс поглотит вас настолько, что вы забудете о времени. Пусть этот процесс будет подобен музыке, когда вы рождаете новую мелодию.

Если вы любите рисовать и погружаетесь в рисование настолько, что вы перестаете замечать самого себя, то процесс рисования может стать вашей медитацией.

Все мы разные, и подходы к медитации для нас могут быть разными.

Посмотрите на свою жизнь. Что в ней есть прекрасного, с чем вы любите сталкиваться? Попробуйте это сделать своей медитацией. Медитация — это не только то, что вы глаза закрываете, можно вообще просидеть всю жизнь с закрытыми глазами и так ни разу и не погрузиться за всю жизнь в это состояние. Секс может быть медитацией, если вы превратите его в искусство, если будете испытывать высокое внутреннее состояние. И это станет вашей медитацией.

Вы знали, что уже когда-то медитировали?

Вполне возможно, вы уже испытывали однажды состояние медитации. Когда ехали в поезде и смотрели в окно, когда уплывали в море далеко за буйки, когда лепили куличики из песка со своим малышом или подставляли лицо брызгам водопада.

Может быть, вы забываете обо всем, когда вяжете свитер. А может быть, когда красите забор или что-то строите. Или когда сидите у костра и смотрите на огонь.

Так или иначе, превратить любимое дело в медитацию — это самый легкий и простой способ прикоснуться к этому состоянию.

Когда вы почувствуете этот вкус, поймаете состояние, попробуйте ввести в свою жизнь осознанную практику медитации, выделите для практики время и создайте необходимые условия.

Расслабление

Этот момент выполнить очень тяжело. Во время медитации в голову лезут разные мысли. Так ваше сознание оказывает сопротивление. Данный процесс нельзя остановить и нельзя проконтролировать. От него можно только отстраниться.

Как только вы начнете погружаться в медитацию, сразу постарайтесь принять сторону наблюдателя за вашими собственными мыслями. Пусть они как облака проплывают мимо вас. Вы их встречайте и провожайте. В конечном итоге наступит момент, когда вы перестанете замечать все вокруг и впадете в транс.

Во время расслабления нужно дышать ровно. Лучше выполнять такое упражнение: отсчитываем 5 секунд при вдохе, затем задерживаем дыхание и снова отсчитываем 5 секунд, после чего выдыхаем на протяжении 5 секунд. Повторяем упражнение, пока не наступит полное погружение.

Когда ваше тело полностью расслабится, найдите в нем пространство, занимаемое энергией безмолвия, которая живет в сердце человека. Почувствовать ее можно только при помощи своего пробужденного сознания. Именно тогда вы сможете полностью соединиться с Вселенной. Затем произойдет изменение качества вашего сознания. Материальная часть отступит, а взамен придет одухотворенное мировоззрение. В результате ваш прежний опыт забудется, а взамен откроются новые возможности.

Что такое медитация?

В Йога-сутре Патанджали дает инструкции о том, как нужно медитировать и описывает, какие факторы составляют практику медитации. Вторая сутра в первой главе гласит, что йога (или единство) происходит, когда ум успокаивается. Эта ментальная тишина создается путем приведения тела, ума и чувств в равновесие, которое, в свою очередь, расслабляет нервную систему. Далее Патанджали объясняет, что медитация начинается, когда мы обнаруживаем, что наше бесконечное стремление к обладанию вещами и наша постоянная тяга к удовольствию и безопасности никогда не могут быть удовлетворены. Когда мы, наконец, осознаем это, наше внешнее стремление поворачивается внутрь нас, и мы соскальзываем в область медитации.

По определению словаря, слово «медитация» означает размышление, обдумывание или созерцание. Оно также может означать созерцательную молитву или созерцательное обсуждение религиозного или философского характера. Слово «медитировать» происходит от латинского meditari, что означает обдумать или рассмотреть. Med является корнем этого слова и означает «принимать соответствующие меры». В нашей культуре слово «медитировать» интерпретируется несколькими способами. Например, вы можете размышлять или взвешивать план действий в отношении образования вашего ребенка или изменения в карьере, которые повлекут за собой перемещение по всей стране. Просматривая захватывающий фильм или пьесу, вы можете скользнуть в медитацию – обдумывание нравственных проблем, с которыми сталкивается современное общество.

В йогическом контексте медитация, или дхьяна, определяется более конкретно как состояние чистого сознания. Это седьмой этап, или ступень, йогического пути, который следует за дхараной, искусством концентрации. Дхьяна, в свою очередь, предшествует самадхи, состоянию окончательного освобождения или просветления, последнему шагу в восьмиступенчатой системе Патанджали. Эти три ступени – дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (экстаз) неразрывно связаны между собой и в совокупности называются самьямой, внутренней практикой или тонкой дисциплиной йогического пути.

Напомним, что первые четыре ступени – яма (этика), нияма (самодисциплина), асана (поза) и пранаяма (расширение жизненной силы) считаются внешними дисциплинами. Пятый шаг, пратьяхара, представляет собой отбрасывание чувств. Это чувственное отрешение возникает из практики первых четырех шагов и связывает внешнее с внутренним. Когда мы прочно привязаны к объектам физически и умственно, остро осознаем наши чувства, но одновременно мы отвлечены. Без этой способности оставаться отстраненным, но наблюдательным, медитировать невозможно. Даже если вам нужно уметь сконцентрироваться, чтобы медитировать, медитация – это больше, чем концентрация. В конце концов это развивается в расширенное состояние осознания.

Когда мы концентрируемся, мы направляем наш разум к обособленному от нас объекту. Мы знакомимся с этим объектом и устанавливаем с ним контакт. Однако, чтобы скользнуть в область медитации, нам нужно вовлечь себя в этот объект; нам нужно общаться с ним. Результатом этого обмена, конечно же, является глубокое осознание того, что между нами (как субъектом) и тем, на чем мы концентрируемся или над чем размышляем (объектом), нет никакой разницы. Это подводит нас к состоянию самадхи, или самоосознания.

Хороший способ понять это – подумать о развитии отношений. Сначала мы встречаем кого-то, то есть мы вступаем в контакт. Затем, проводя время вместе, слушая и делясь друг с другом, мы развиваем отношения. На следующем этапе мы сливаемся с этим человеком в форме глубокой дружбы, партнерства или брака. «Ты» и «я» становятся «нами».

Согласно Йога-сутре, наша боль и страдания возникают из-за ошибочного представления, что мы отделены от природы. Осознание того, что мы нераздельны, можно испытать спонтанно, без усилий. Однако большинству из нас требуется руководящее участие. Восьмиступенчатая система Патанджали предоставляет нам эту необходимую основу.

Наблюдайте за внутренним пространством психики

Мы просто сидим и смотрим, что происходит внутри нас, ничего не предпринимая и не мешая развернуться внутренним процессам.

Не препятствуем мыслям, эмоциям, пусть они существуют, но мы теперь не отождествляемся с ними, не реагируем на них, а спокойно смотрим на них со стороны.

У человека существует три режима взаимодействия со своей психикой.

Отождествление, вытеснение, растождествление.

Первые два нам хорошо знакомы. Мы практически всегда постоянно думаем, переживаем чувства и эмоции. Это и есть отождествление, когда мы сливаемся со своей психикой и не осознаем свое настоящее Я. Вытеснение, это когда мы не хотим испытывать какое-либо чувство и стараемся всеми силами спрятаться от него. Это также постоянно делает человек. Все мы чего-то боимся, за что-то переживаем, кого-то ненавидим. И в большинстве случаев все эти негативные эмоции спрятаны в подсознании. Если бы они всегда были на поверхности и человек постоянно их испытывал, т.е. был  с ними отождествлен, он бы сошел с ума. Вот поэтому мы сами, всеми доступными способами, загоняем их внутрь себя. Это и запивание горя бокалом вина, отвлекание на другую деятельность, насильное игнорирование тяжелых чувств. Но этот психологический груз, хоть и спрятан глубоко, не дремлет и губит нас потихоньку, приводя к психическим и физическим болезням.
 

Растождествление же в корне отличается от первых двух режимов. Мы не сливаемся с содержанием психики, смотрим на нее со стороны, но также и не прячемся от отрицательного опыта, давая ему развернуться на полную мощь. Это и есть медитация. Что при этом происходит? Во время остановки поверхностной части психики, во время тишины ума, когда мы ничему не препятствуем, не предпринимаем никаких усилий, т.е. расслабляемся, на поверхность начинает выходить глубинные слои психики. Вся психическая грязь, ранее спрятанное глубоко внутри, выливается на нас. Для неподготовленного это может поначалу показаться ужасным.

Вот поэтому медитация это не просто отдых, это серьезная работа над собой, где нужно мужество для встречи с самим собой. И мы должны принять себя такими, какие мы есть на самом деле, со всеми недостатками, с той грязью, которую мы раньше не замечали. Это также одна из психологических установок. Примите все, что появится из глубин психики, смиритесь, но не отождествляйтесь. Смотрите со стороны на все эмоции, что появятся перед вами, ведь вы занимаетесь медитацией. Вы не убегаете от отрицательного опыта, но и не сливайтесь с ним.

И происходит чудо. Вся грязь выходит наружу и исчезает, растворяется. Нам становится легко и свободно на душе. Вот так и излечиваются психические и физические болезни. Конечно, это происходит не сразу, постепенно. Но именно медитация есть самое лучшее средство сжигания всего отрицательного психического перекоса, всей нашей душевной боли, загнанной глубоко внутрь.

Также новички допускают одну, очень распространенную ошибку

Они усилием воли привязывают свое внимание к какой-нибудь точке тела или к какому-нибудь процессу, например дыханию. Обычно начитаются инструкций, которыми кишит интернет, что во время практики медитации нужно привязать внимание к нити дыхания и стараются концентрироваться на нем

Такая практика, без понимания правильной сути медитации, без неделания, приводит вместо остановки к усилению эго, что в будущем приведет к определенным проблемам.

Помните главный принцип техники

Нужно не привязывать внимание к чему-либо, а наоборот отпустить его на произвол судьбы. Пусть оно само переходит туда, куда захочет, мы лишь наблюдаем за этим процессом

Если оно само привяжется к дыханию, только тогда мы останемся с ним и никак по-другому.

Итак, мы сидим, ничего не делаем, а лишь спокойно наблюдаем. Наблюдаем и еще раз наблюдаем.

Если расслабление не привело вас в позицию наблюдателя, достаточно просто вспомнить про это, сделать небольшое усилие, и  вы окажитесь в нем.
 

Принятие основ практики

Следует усвоить, что одной из важнейших черт медитации является приятие, готовность пойти навстречу. В процессе практики и бдительной работы внимания мы начинаем видеть, что ум способен адаптироваться ко всему и что нет надобности бороться против себя. Приходят мысли, возникают чувства, заявляют о себе телесные ощущения мы просто следим за ними, не судим их, не шарахаемся от них, мы наблюдаем их с чувством гостеприимства, при этом дружелюбно принимая самих себя.

Бывают моменты, когда мы не знаем, где мы, что мы, когда мы чувствуем себя, как корабль среди океана, без единой точки отсчёта. В таких случаях именно приятие самого себя или чьё-то сочувствие могут стать источником той духовной силы, которая поддержит нас в решимости продолжить путь, добавив нам энергии и интереса.

В Калькутте живёт один старый учитель, женщина, Дипа Ма. Она великий йог и воплощение любящей доброты. Она часто даёт людям благословение, когда, практикуя основы, они испытывают трудности. Обычно она подойдёт и положит руку на голову, мягко и успокоительно произнося «Шшш». Она обладает невероятной силой сердечного воздействия, и вокруг неё чувствуется сильнейшее поле доброты и любви, явственное до осязания.

Через какие бы трудные состояния вы сейчас ни проходили, с какой бы жалобой ни обратились к ней, она поддержит вас приветом и своим кратким добрым жестом, произнося при этом «Шшш, всё будет хорошо». «Вам вовсе не нужно бороться и сопротивляться и пытаться избавиться от чего-то, или ненавидеть себя за то, что в вас это сейчас происходит, говорит она. Всё это тоже нормально».

Так что же есть это «происходящее»? Что такое, в конце концов, опыт. Это нечто, видимое или звучащее, это запах или вкус того или иного оттенка, или это некая конкретная мысль или физическое ощущение. Мы каким-то противоестественным образом разделили мир на приемлемое и неприемлемое и чувствуем страх перед некоторыми опытами, а в результате становимся отчуждёнными и фрагментированными. Однако методом медитации и приятия основ мы учимся мягкому отношению к себе и чувству целостности.

Мы обретаем умение вслушиваться во всё своё существо без критических суждений. Мы замечаем, что уровень успешности медитации не повышается линейным образом сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Дело происходит иначе. Мы просто вдруг обнаруживаем, что сидим в медитации в самом центре самих себя, ощущая волны тела и ума, принимая и медитируя. Как и всё, это требует внимания и практики. Мы постепенно развиваем внутри себя новый порядок равновесия, и это поразительно ново, это захватывает.

Есть такая афиша нарисованный Свами Сатчидананда стоит в набедренной повязке в йогической позе, называемой позой дерева одна нога поднята высоко вверх, а рука над головой. Он свободно балансирует на одной ноге. В этом нет ничего особенного, кроме того, что стоит он в этой позе на сёрфборде, стремительно скользя вниз по изогнутой поверхности огромной волны.

Такова и медитация. Это правда, что мы не можем остановить волны постоянного изменения, ибо они сама ткань нашей жизни. Но зато мы можем научиться «серфингу» пребывать в состоянии осознанности и держать равновесие. И тогда жизнь наша больше не будет иметь страха в своей основе, а достигнутое состояние равновесия самой упругостью своею обогатит нашу жизнь красотой и лёгкостью.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации