Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Церковь санта-мария-новелла (basilica di santa maria novella)

История

Сторона Via degli Avelli

Эту церковь назвали Санта-Мария- Новелла («Новая»), потому что она была построена на месте оратории 9-го века Санта-Мария-делле-Винье. Когда в 1221 году это место было передано доминиканскому ордену , они решили построить новую церковь и прилегающий монастырь. Церковь была спроектирована двумя доминиканскими монахами, фра Систо Фьорентино и фра Ристоро да Кампи. Строительство началось в середине 13-го века (около 1276), и длилось 80 лет, заканчиваясь под руководством монаха Iacopo Таленти с завершением романском — готическая колокольней и ризницей. В 1360 году к фасаду пристроили ряд готических аркад; они должны были содержать саркофаги. Церковь освящена в 1420 году.

Вид сбоку с Piazza Unità d’Italia

По поручению богатого флорентийского купца шерсти Джованни ди Паоло Ручеллаи , Альберти спроектировал верхнюю часть инкрустированного зеленого мрамора Прато, называемый также «serpentino», и белый мраморный фасад церкви (1456-1470). Он уже был известен как архитектор Темпио Малатестиано в Римини , но еще больше благодаря своему основополагающему трактату по архитектуре De re aedificatoria . Альберти также спроектировал фасад дворца Ручеллаи во Флоренции.

Альберти попытался воплотить в дизайне идеалы гуманистической архитектуры, пропорций и классических деталей, создавая гармонию с уже существующей средневековой частью фасада. Комбинированный фасад можно вписать в квадрат; в дизайне можно найти множество других повторов квадратов. Его вклад состоит в широком фризе, украшенном квадратами, и полной верхней части, включая четыре бело-зеленые пилястры и круглое окно, увенчанное фронтоном с доминиканской солнечной эмблемой и окруженное с обеих сторон огромными S-образными завитками. . Также были добавлены четыре колонны с коринфскими капителями в нижней части фасада. Фронтон и фриз явно вдохновлены античностью, но S-образные завитки в верхней части являются новыми и не имеют аналогов в древности. Решая давнюю архитектурную проблему перехода с широких этажей на узкие, свитки (или их вариации), найденные в церквях по всей Италии, берут свое начало в дизайне этой церкви.

На фризе под фронтоном указано имя покровителя: IOHAN (N) ES ORICELLARIUS PAU (LI) F (ILIUS) AN (NO) SAL (UTIS) MCCCCLXX (Джованни Ручеллаи, сын Паоло в год спасения 1470).

Базилика внутри

Первое, что бросается в глаза при входе в Базилику, этот простота оформления и простор главного холла. Больше всего мне понравился сводчатый потолок, украшенный зеленым и белым мрамором. Он очень простой в художественном исполнении, но добавляет какую-то совершенно неописуемую изюминку данному собору, делая его более светлым и добавляя воздуха.

В остальном, это классические интерьеры готических соборов, минимализм в оформлении: длинные деревянные скамейки для прихожан, огромные картины, развешанные по боковым стенам, небольшое количество скульптур Девы Марии и Иисуса Христа, Распятие Джотто, висящее посередине главного холла, и один из самых красивейших алтарей во Флоренции.

Капеллы

Алтарная часть разделена на несколько капелл и украшена фресками, над которыми работали знаменитые художники Италии.

Капелл в соборе всего 5: Капелла Мантуанских Строцци, Капелла Делла Пура, Капела Строцци, все они находятся в непосредственной близости друг от друга и окружают главную Капеллу Торнабуони. Пятая по счету, Большая Испанская Капелла, находится в Зеленом Клуатре, попасть в нее можно через зеленый монастырский дворик.

На что обратить внимание в Санта-Марии Новелле

Базилика особенно знаменита своими фресками, скульптурами и витражами. Разглядывая каждую их деталь можно потратить очень много времени. Особенно если вы знаете их историческое значение и ценность. Но даже если вы не сильны в религиозно-исторической интерпретации, эстетическое удовольствие вы получите определенно.

«Распятие» Брунелесски

Слева от главного алтаря находится скульптура «Распятие» Брунелесски.

Эта скульптура поражает своей реалистичностью, она выглядит так, как будто вылеплена из глины, а не выточена из дерева. Очень мягкие черты и изгибы Христа, тонкие руки, выпирающие кости. В ней отсутствует как бы «напряжение», все выглядит гармонично и естественно, возможно благодаря тому, что пропорции Христа были соблюдены скульптором с архитектурной и физиологической точностью.

Я узнала, что Брунелесски создал свое распятие в ответ на работу Донателло. Известный флорентийский мастер первым вырезал распятого Христа. Увидев эту работу, Брунелесски описал ее лишь одной фразой «крестьянин на кресте», чем вызвал бурную реакцию негодования у Донателло. Возмущенный мастер предложил Брунелесски проявить свои способности и попытаться вырезать из дерева более совершенного Христа. Очевидно, что он справился с этой задачей прекрасно, даже сам Донателло признал превосходство распятия Брунелесски. К слову, сейчас распятие Донателло находится в церкви Санта Кроче

Еще один интересный факт: Иисус Брунелесски совершенно неканоничен, он изображен обнаженным, без набедренной повязки.

Фрески

Около каждой исторически знаменитой фрески установлена табличка с описанием изображенного на ней и ее автором. Так что самого главного вы точно не пропустите.

А вот фрески из разряда must see в Санта-Марии Новелле:

  • Цикл фресок, изображающих жизнь Богоматери и святого Иоанна Крестителя. Эти фрески находятся в Большой Капелле. Их автор, вероятно, сам Микеланджело.
  • Фреска “Царство небесное”. Изображения структурированы по образу и подобию “Божественной Комедии” Данте. Икать их нужно в Капелле Строцци ди Матова.
  • Фреска «Святая троица». Шедевр Мазаччо размером 317 на 667 см , находится в одном из пролетов левого нефа и не влезает ни в один фотообъектив.
  • Фрески с изображением страшного суда, располагающиеся на алтарной стене в Капелле Строцци ди Мантова. На левой стене изображен рай, а на правой ад.

Витражи

Витражи – это еще одна достопримечательность Санта-Марии Новеллы

Особое внимание я хотела бы обратить на тот витраж, что расположен в Капелле Торнабуони, он называется «Коронование Богоматери». Мне посчастливилось посетить базилику в очень солнечную погоду и оценить всю прелесть этих витражей

Проходя сквозь маленькие цветные стеклышки, солнце будто оживляло рисунок. Можно было на самом деле поверить, что перед тобой не просто витраж, а сама дева Мария.

Интересные места

Каждая капелла уникальна по-своему:

  • В Большой капелле, позади алтарного помещения, располагается распятие, работа Джанболоньи, а также фрески, над которыми трудился сам Буонаротти, повествующие о некоторых моментах из жизни Матери Христа, Крестителя Иоанна. Много портретов богатых флорентийцев, которые часто являлись заказчиками таких работ. Фигуры сподвижников Христа — на реберных сводах.
  • В капелле Строцци можно ознакомиться с работами художника Липпи. Тут и житие святого Филиппа, и изображение Иоанна Богослова.

  • В капелле Ручеллаи на величественном постаменте стоит статуя Матери Христа с младенцем Иисусом из мрамора.
  • «Клуатр мертвых» прилегает вплотную к станции железнодорожного вокзала. Там расположено большое количество могил, а также усыпальниц-капелл самых богатых семей Флоренции, которые украшены фресками знаменитых итальянских мастеров далекого XIV века.
  • «Большой клуатр» является одним из самых обширных внутренних дворов среди монастырских зданий в городе. Строился в конце XVI века, а вот расписан фресками с библейскими историями про жизнь Христа, святых и монахов уже в XVII веке флорентийскими мастерами. В свое время передняя зала клуатра использовалась римскими папами, как место резиденции во время поездок во Флоренцию. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь «Капелла Пап», с такими фресками, как «Коронование Божьей Матери» и «Вероника». Потолок же капеллы представляет собой картины с образами ангелов, которые держат семейный герб клана Медичи.

У известного итальянского певца Пупо есть песня, которую он написал в честь Флоренции и ее символа – церкви Санта-Марии.

Аптека в Санта-Мария-Новелла

Южнее «Большого клуатра» располагается аптека церкви. Она еще носит неофициальное название – мастерская парфюмерных искусств и фармакологии. Является одной из самых древних европейских аптек. Двери ее открыты с начала XVII века и по сей день. Мастерская же берет свое начала с конца XIV века. Вход в аптеку осуществляется с улицы Скала. Здесь можно прикупить духи, которыми душилась сама Екатерина Медичи, приобрести всевозможные лекарства по рецептуре монахов-доминиканцев, а также пройтись прохладными аптечными залами и ознакомиться с историей фармации тосканского герцогства.

Ароматы с названиями близкими Melograno

Названия нескольких парфюмерных композиций, в том числе и от других брендов и парфюмеров, которые находятся в непосредственной близости от «Melograno» в перечне названий ароматов энциклопедии…

Вам могут нравиться ароматы

Dolce & Gabbana Velvet Vetiver
One Of Those Curium
Thierry Mugler Oriental Express
Viktor & Rolf Lavender Illusion
Guerlain La Cologne Du Parfumeur
L’Artisan Parfumeur La Chasse Aux Papillons
Ralph Lauren Portrait Of New York Vetiver
Demeter Fragrance New Baby
Guerlain Cuir Beluga
Acqua di Parma Colonia Assoluta
L’Erbolario Corteccia
Guerlain Oriental Brulant

История строительства

Когда-то на месте знаменитой ныне величественной церкви стояла небольшая, скромная доминиканская молельня (или, как их еще называли, ораторий). Название у нее было такое же – Санта-Мария Новелла. Но когда в начале 13 века территория стала официально принадлежать ордену доминиканских монахов, они решили, что на месте молельни нужно построить храм побольше, чтобы помещались все послушники, а рядом – еще и монастырь.

Работа была начата в середине 13 века, а закончена – в конце 15. За более чем два столетия выросла величественная базилика, ее нефы, ризница, колокольня… В 1420 году церковь наконец официально освятили – и туда потянулись первые молящиеся. Впоследствии храм неоднократно достраивался, перестраивался и менялся, но в общем изначальный облик его все же остался неизменным.

Что касается монастыря, то он на данный момент находится в ведении военных организаций и закрыт для посещения туристами. Зато вовсю работает небольшая церковная аптечка (между прочим – самая старинная и самая известная во всей Тоскане!), где продаются различные снадобья, лекарственные травы, мази, крема и другие средства.

Особенной популярностью пользуются травы для снятия стресса, крема для очищения, улучшения и омоложения кожи, различные эфирные масла для массажа и медитационных практик

Очереди здесь всегда огромные, желающих приобрести что-то для своего здоровья много, но аптекарши приветливы и любезны, а что еще важно – хорошо знают английский язык, так что могут легко контактировать с туристами

Список произведений искусства

Художники, создавшие предметы для церкви, включают:

  • Сандро Боттичелли — раннее произведение, вертеп над дверью ( Поклонение волхвов )
  • Baccio D’Agnolo — резьба по дереву
  • Бронзино — Чудо Иисуса
  • Филиппо Брунеллески — Распятие (между 1410 и 1425 годами)
  • Тино да Камайно — Бюст Святого Антонина (терракота); гробница епископа Фьезоле
  • Нардо ди Чионе — фрески Божественного суда
  • Дуччо — Мадонна Ручеллаи
  • Лоренцо Гиберти — надгробие Леонардо Дати (1423 г.)
  • Доменико Гирландайо — фрески (конец 15 века) в часовне Торнабуони , дизайн витража
  • Филиппино Липпи — фрески в капелле Строцци, изображающие жизнь Апостола Филиппа; витраж
  • Бенедетто да Майано — Могила Филиппо Строцци (1491 г.) в задней части капеллы Строцци.
  • Джакомо Маркетти — Мученичество Святого Лаврентия .
  • Мазаччо — Троица
  • Нино Пизано — Мадонна с младенцем (1368)
  • Бернардо Росселлино — Памятник Беате Вильяна (1451 г.)
  • Санти ди Тито — Лазарь, воскресший из смерти
  • Паоло Уччелло — фрески в монастырях
  • Джорджо Вазари — Мадонна с Розарием (1568)

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Архитектура и интерьер

Основной фасад здания выполнен в смешанном стиле. Тут и элементы привычной средневековой готики, более древнего романского стиля, а также изящные решения, характерные для периода Возрождения. На фасаде можно заметить астрономические принадлежности, которыми пользовался монах Данти для календарных вычислений.

Особый интерес представляет собой колокольня, которая была выстроена в середине XIV века, соответственно, в романской вариации. Ее дополняют висячие арки и трехстворчатые окна. Сверху купола украшены готическими узорами. Высота колокольни составляет шестьдесят восемь метров в высоту.

Церковь построена по принципу креста на древнеегипетский манер, то есть буквой «Т». В начале 2000-х в одну из неф был помещено «Распятие» итальянца Джотто.

Витражные окна датируются XV веком. Интересной работой является круглый витраж под названием «Коронование Божьей Матери». На нем изображены фигуры пророков, а также маленьких ангелов, которые танцуют.

История строительства

Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.

Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).

https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QMVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Santa Maria Novella (https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QM)

Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.

Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:

https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Alberti, Façade of Santa Maria Novella, Florence (https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOo)

Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.

Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.

Невероятной красоты здание никогда не подвергалось нападениям и разграблению. Великолепный интерьер, созданный гениальными итальянскими мастерами XIV-XVI веков, сохранился в первозданном виде.

Помещения аптеки

Заходя в аптеку Санта Мария Новелла, посетители попадают первым делом в большой Торговый зал (Sala di Vendita), служивший первоначально капеллой Сан-Никколо, фамильной часовней знатного флорентийского рода Аччайоли (Acciaioli). Когда в XVIII веке был сооружен центральный вход со стороны улицы Via della Scala, помещение стало использоваться как склад. В результате фрески, украшавшие стены и своды капеллы, подверглись разрушению. Реставрационные работы, проводившиеся в 1848 году, позволили восстановить художественную роспись, выполненную итальянским живописцем Паолино Сарти (Paolino Sarti).

Зелёный зал

Светлое и просторное помещение Зеленого зала (Sala verde), предназначенное для ведения коммерческой деятельности, было построено в 30-х годах XIV века.

Широкие окна выходят в монастырский сад. Когда-то здесь стояли плиты, печи и прочее оборудование, необходимое для производства лекарственных и ароматизированных средств. В XVIII веке Зеленый зал служил местом для приема почетных гостей, которых непременно угощали горячим шоколадом и изысканными деликатесами, приготовленными монахами-доминиканцами. На стенах висят портреты всех без исключения управляющих предприятием, с момента его основания до настоящего времени.

Зал старинной аптеки

Зал старинной аптеки (Sala dell’Antica Spezieria) выполнял функцию главного торгового помещения в период с 1612 до 1848 годы.

Посетители могли попасть сюда, пройдя через Большой монастырский двор (Chiostro Grande di Santa Maria Novella), массивные ворота которого были изготовлены по проекту итальянского скульптора и архитектора Маттео Ниджетти (Matteo Nigetti). Сводчатый потолок украшен позолоченной лепниной, выполненной мастерами XVIII века. Роскошь интерьера подчеркивают старинные резные шкафы из натурального дерева с эффектными декоративными элементами.

Ризница

Ризница (Sacrestia) капеллы Сан-Никколо когда-то называлась «Водной комнатой» (Stanza delle acque).

Со второй половины XVII века здесь располагался цех по производству парфюмерной продукции. В помещении ризницы стояли емкости с дистиллированной водой. Особый интерес представляет убранство комнаты: все стены декорированы старинными фресками, относящимися к 1385-1405 годам. Автор художественной росписи, изображающей евангельские сцены земной жизни Христа, – итальянский живописец Мариотто ди Нардо (Mariotto di Nardo). Увидеть произведение мастера стало возможным благодаря реставрационным работам, выполненным в 2012 году.

Онлайн магазины

Аптека Санта Мария Новелла имеет официальные онлайн-магазины в десятках стран мира и  сразу к себе домой, с полным списком можно ознакомиться на страничке www.smnovella.com/ru/store_locator

Сегодня любой желающий может заказать продукцию аптеки прямо к себе домой, но, конечно лучше приехать во Флоренцию и увидеть всё воочию.

️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ️
️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ🇹️

Время работы и цены на билеты

Режим работы храма таков:

  • • пн-чт 9.00.-17.30
  • • пт 11.00.-17.30
  • • сб 9.00.-17.00
  • • вс 13.00.-17.00

Цена за посещение базилики без экскурсии и экскурсовода – 3,5 евро. Малыши до пяти лет могут пройти бесплатно, а студенты и пенсионеры – со значительной скидкой: билет будет стоить всего 2 евро. Вот только, к сожалению, если вы не знаете итальянский язык и не готовы спорить с кассиром на его родном языке, то эту скидку вам сделают вряд ли – придется платить полную стоимость билета.

А вот в составе экскурсионной группы, хоть и придется выложить больше монет, зато удастся послушать подробный рассказ, повествующий о истории, архитектуре, предметах искусства и религиозных реликвиях, находящихся в базилике, и пройти внутрь без очереди. А очереди здесь в любое время года и в любой день недели просто огромные!

Где находится достопримечательность

Главная доминиканская церковь Флоренции находится в западной части города, на одноименной площади Piazza Santa Maria Novella, рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Здесь расположен центральный вход в здание храмового комплекса. Задний фасад базилики, отличающийся суровыми и лаконичными чертами готического стиля, выходит на площадь Piazza della Stazione.

Билеты и время работы

Базилика Санта-Мария-Новелла открыта для посещений с понедельника до субботы с 09:00 до 17:30, а в воскресенье с 13:00 до 17:30. В период с апреля по сентябрь храм работает до 18:30-19:00. Билетные кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Взрослый билет стоит 10 евро, молодежи с 11 до 18 лет – 7,5 евро, детям до 10 лет включительно – вход бесплатный.

В даты религиозных праздников: 1 и 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 и 25 декабря и католическую Пасху – храм открыт до 13:00 только для верующих, проводятся торжественные богослужения.

Экскурсии

Во время индивидуальной экскурсии по базилике вы узнаете:

  1. Почему на фасаде церкви «плывёт кораблик»
  2. Что такое перспектива и для чего она нужна
  3. Когда начинался флорентийский Новый Год
  4. У кого и как учился юный Микеланджело
  5. О чем поспорили Донателло и Брунеллески
  6. Какое отношение имеет эта базилика Санта Мария Новелла к православию
  7. Как лечились в средние века
  8. Где и почему появились первые в Европе ароматы
  9. Как назвали французы Катерину Медичи
  10. Почему самый известный флорентийский ликер ярко-алого цвета.

Внутреннее убранство церкви Санта Мария Новелла

В плане трехнефное строение имеет Т-образную форму. Оно разделено на 6 больших пролетов, перекрытых крестовыми сводами с заостренными арками, поддерживаемыми колоннами

Стоит обратить внимание на витражи XIV-XV вв., выполненные, в том числе, Филлипино Липпи (капелла Строцци), на надгробные памятники и бюсты

Церковь Санта Мария Новелла хранит огромное количество ценнейших произведений художественного искусства XIV-XVI вв. В пространстве центрального нефа парит грандиозное «Распятие» Джотто (1288 г.), а под третьим сводом левого нефа можно увидеть знаменитую фреску Томмазо Гвиди (Мазаччо) «Троица» (1425-27 гг.), сохраненную для потомков благодаря Джорджо Вазари.

В алтарной части и трансептах базилики находится несколько часовен, заслуживающих, по мнению unitalia.ru, особого внимания.

  • Капелла Торнабуони (или Маджоре) – главная часовня базилики в центре храма, позади главного алтаря, посвящена Мадонне Ассунта – покровительнице церкви. Стены капеллы расписаны Гирландайо в 1485-90 гг. циклом из жизненных историй Богородицы и святого Иоанна Крестителя, взятых из апокрифических евангелий.
  • Капелла Гонди – расположена слева от главной часовни. Внутри можно увидеть знаменитую деревянную скульптуру «Распятие» (1410-15 гг.) Филиппо Брунеллески, а также самые древние греко-византийские фрески, сохранившиеся во Флоренции.
  • Капелла Гадди – часовня в левом трансепте с работой живописца Аньоло Бронзино «Иисус, воскрешающий дочь Джаро» (1570-72 гг.) и барельефами Джованни Бандини. Это – первая во Флоренции капелла, инкрустированная мрамором и полудрагоценными камнями.
  • Капелла Филиппо Строцци – расположена в правом трансепте. Здесь представлена серия фресок Филиппо Липпи конца XV в., повествующих о житиях святых Филиппа и Иоанна Богослова. За алтарем покоится сам флорентийский банкир, начавший, но так и не успевший завершить строительство Палаццо Строцци.
  • Капелла Барди – находится рядом с капеллой Строцци. В ней представлены настенные росписи XIV ст. с историями из жизни святого Григория, приписываемые анонимному болонскому художнику Псевдо Далмацио, и великолепная фреска «Мадонна дель Розарио», принадлежащая кисти Джорджо Вазари. Часовня первоначально была посвящена папе Григорию I, называемому Великим, а с XVIII века – основателю ордена доминиканцев – святому Доменику.

В рамках этой статьи unitalia.ru упомянула лишь некоторые из имен, связанных с богатой художественной и религиозной историей церкви Санта Мария Новелла.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации