Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Самоконтроль: развитие самоконтроля

Прочие показатели физиологического развития

К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.

  1. Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.
  2. Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола — до 45 %.
  3. Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия.
  4. Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

Сопереживание

Сопереживание — еще одна важная функция верхнего мозга

Когда вы задаете простые вопросы, провоцирующие внимание к чувствам другого человека, вы вырабатываете у своего ребенка способность к сопереживанию — эмпатии

В ресторане: «Как ты думаешь, почему тот малыш плачет?». Читая ребенку книгу: «Как ты думаешь, что чувствует Мелинда сейчас, когда уезжает ее подруга?». Уходя из магазина: «Та тетя была не очень-то вежлива с нами, правда? Как ты думаешь, может, у нее сегодня случилось что-то такое, что заставило ее так опечалиться?».

Просто привлекая внимание ребенка к эмоциям других людей, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, вы откроете в нем новые уровни эмпатии и потренируете его верхний мозг

Самоконтроль! Как научиться себя контролировать?

Это опять я ^_^. Должна сразу извиниться за нахламление тут моими коментариями)… но не могу не поделиться прошедшими событиями! Во — первых скажу кой че о себе для прояснения ситуации. (Совсем чуток). Я учусь на копм.-педагогическом факультете. 4 курс. Почему именно тут? Да потому что меня всегда тянула психология и компы) последние меня тянули исключительно из-за игрушек (каюсь… но ничего с собой поделать не могу!). В детсве у подруг были барби, а у меня электронная персонажка в игре… вот такой вот я человек! Сейчас я уже от игр отошла, но умение работать за ПК подсунуло мне другую бяку, которая меня опять сроднила с железякой (соцсети, ютуб ну и тд). А терь к сути дела. Моя страсть к психологии заставляет меня копаться в себе. И, парадокс в том, что чем более я узнавала себя, чем более эфективные методы себя контролировать изобретала, тем сильнее мое подсознание со мной боролось. А именно — думаю никого не удивит, что люди сами себе часто противоречат. Формата -«надо это сделать… а ладно потом… не всетаки надо… но я ж так устала…» то есть это не какие то там вторые голоса или еще чего то, а просто война аргументов по поводу какого либо дела. Я считаю, может я и не права, что это как раз и есть формализация подсознания. Потому как сознание пытаеться представить положительные аргументы, но откуда то беруться отрицательные. И особенно это проявляеться с утра, перед сном, и вообще всегда, когда сознание устало и не в состоянии противостоять. Тут то и выплывает все «придушенное» и «темное», что есть печалька для меня( ибо темноты у меня там вагончик и маленькая тележка ^_^… Так вот за последние три дня (выполняя курсовой) до меня наконец дошло, что я таки не туда гну свой характер. Целиком согласна с Вами нащет срыва, но вместо того чтобы расходовать эту накопившуюся эмоциональную энергию попусту как ядерная бомба. Я решила собрать что то вроде эмоционального ядерного реактора. (Извиняюсь за абстрактность суждений). Так вот, я решила воспльзоваться тем, что мне давало импульс в детсве (да еще и какой). Сейчас меня друзья занюкали и убедили что я маленькая, худенькая, слабенькая. Не, ну отчасти так оно и есть( меня одногрупники, за шкирку иногда поднимают, когда я буйствую(( остаеться только кричать и махаться руками и ногами. А их это только еще больше раззадоривает( но дело, как я поняла, именно в том, что я себя так убедила. Есть конечно и физический лимит, но я до него ни разу то толком и не доходила, находясь в этой своей «зоне комфорта». Ну и произошло, то что давно должно было произойти — своими надсмехательствами меня таки вывели, капитально и окончательно. Во мне проснулось все то, что я так плотно в себе скрывала и на что считали я не способна. Агрессия, жестокость, ненависть, расчетливость, желание добиваться всего не смотря ни на что и не на кого, и что еще хуже — я потеряла контроль над всем этим на некоторое время. В конце дня я сделала для себя невероятное открытие. Да, это плохие качества, но они принесли огромный успех — меня перестали подкалывать, я успела сделать уйму дел, я нашла источник огромной силы, и к вечеру хоть и была уставшей, но это совсем другая усталость. Я чувствовала себя живой, вместо сонного ежедневного томления. Как говориться, наконец вместо тления появился огонь. Но чтобы не «наломать дров» ибо я могу натворить в таком состоянии того, за что потом пожалею, начала искать метод контролировать эту мощь

Мозг и сила воли: знакомьтесь, префронтальная кора

Префронтальная кора — это часть мозга, расположенная сразу за лобной костью и глазами. На протяжении эволюции она в основном контролировала физические перемещения (ходьбу, бег, подъем и т. п.). Со временем она не только увеличилась, но и усилила связи с другими отделами мозга и взялась за выполнение некоторых новых функций. Сейчас префронтальная кора отвечает за ваши действия, мысли и даже чувства. В префронтальной коре выделяется 3 самостоятельных отдела, контролирующих различные аспекты силы воли:

  • Левая доля префронтальной коры отвечает за часть «я буду».
  • Правая доля заведует сферой «я не буду».
  • А нижняя средняя доля обслуживает «я хочу».

Все вместе эти отделы обеспечивают наш самоконтроль и самосознание или, иначе говоря, нашу силу воли. Лучше всего значение префронтальной коры иллюстрируют случаи, когда люди получали травмы, затрагивающие именно эту часть головного мозга. В 1848 году Финеас Гейдж, спокойный, вежливый и трудолюбивый бригадир, оказался в ситуации, результатом которой стала очень серьезная травма головы, повредившая префронтальную кору. Ранение изменило его навсегда. Друзья не могли узнать Гейджа: он превратился в раздражительного, импульсивного человека — буквально в противоположность самого себя.

Случай Финеаса — это один из многих примеров того, что происходит, когда человек страдает от повреждения префронтальной коры. Это делает очевидным, что сила воли — не нечто мистическое, а всего лишь одна из функций нашего мозга.

Дневник самоконтроля

Показатели

I.IX

2.IX

3.IX

1 Сон

23.00-7.00

23.00-6.00

24.30-8.10

2 УГГ

+

+

3 Самочувствие

+

+

_ +

4 Аппетит

+

+

5 Желание работать

+

+

6 Нарушение режима

+

7 ЧСС,уд./мин.

60

64

78

8 АД, мм. рт. ст.

110/70

115/80

135/90

9 Масса тела, кг

62

10 ЖЕЛ

4600

4300

11 Динамометрия, кг: правая кисть
левая кисть становая

54 50 140

50 46 110

12 Тренировка

Бег 100 м * 4. Равномерный бег. Штанга
(80хЗ)/4

Самочувствие
хорошее,
среднее, плохое — обозначается знаком
+,+-,-. Иногда его связывают с биоритмами
— физическим, эмоциональным,
интеллектуальным. Частое
нарушение-самочувствия требует анализа
его причин.

Аппетит-
«пропорционален»
самочувствию, отсутствие аппетита
бывает ран­ним признаком заболевания,
и требует вмешательства врача.

Желание
работать

градации не поддаётся, оно или есть,
или его нет. Час­тое нежелание работать
наблюдается при переутомлении и
перетренировке.

Нарушение
режима

это нарушение распорядка дня, поздний
отход ко сну и позднее вставание,
беспорядочное питание, особенно приём
алкоголя. Здесь ког­да ставится знак
«+» — это плохо. Частые «плюсы»
свидетельствуют о полнейшем отсутствии
здорового образа жизни.

ЧСС-
важнейший
показатель состояния организма (в покое
менее 60 ударов -очень хороший пульс), в
среднем для мужчин 65-70, а для женщин
70-75 уд./мин. На учебных занятиях по
физической культуре ЧСС при средней
нагрузке дости­гает 130-150 уд./мин., при
более значительных нагрузках-до 180-200
уд./мин

Важно знать, что оптимальный
тренировочный эффект для сердечнососудистой
системы достигается при пульсе в 110
уд./мин. После большой нагрузки он
воз­вращается к исходным величинам
через 30-40 мин

Резкое учащение или
замед­ление пульса сравнительно с
предыдущими показателями является
следствием переутомления или заболевания.
Неплохо в дневнике изобразить график
измене­ния ЧСС на протяжении длительного
времени (рис. 9.1).

Рис.
9.1. Динамика ЧСС в покое (ЧССуд. за 10 с.)

По
графику можно наглядно судить об
устойчивости состояния спортсмена.
Запись можно вести утром после сна и
вечером за 2 ч. до сна.

Артериальное
давление
не
обязательно измерять ежедневно, если
оно нахо­дится в пределах нормальных
величин 90/60 ~ 138/86 мм. рт. ст. Если АД
устой­чиво повышено, следует обратиться
к врачу.

Массу
тела
нужно
определять утром натощак, желательно
на одних и тех же весах, в одном и том
же костюме. Ежедневно нужно взвешиваться
лишь лицам с чрезмерной ± 3-5 кг массой,
либо тем, кто занимается видом спорта,
где учитыва­ется вес спортсмена —
бокс, борьба, тяжёлая атлетика и др.
Полезно сравнить по формулам свою массу
тела с должной (ДМТ):

1.
ДМТ = (окружность грудной клетки х рост):
240;

2.
ДМТ = 50 + (рост — 150) х 0,74 — (возраст — 15): 4,
где коэффициент 0,74 — для мужчин, а для
женщин — 0,37;

3.
ДМТ = 42 кг/м2
х рост х окружность грудной клетки (для
женщин);

4.
«Идеальный вес:

Последнюю
формулу приводит академик Н.М.Амосов,
сторонник лечить и I
предупреждать все болезни с помощью
физической культуры, в своей замечательной
книге «Раздумья о здоровье» (1988).

Кроме
приведенных формул, полезно рассчитать
следующие показатели:

  1. Коэффициент
    пропорциональности:

или

2.
Индекс скелин (длины ног):

3.
Крепость телосложения:

4.
Индекс развития грудной клетки
(Эрисмана):

Иэр
= ОГК (в покое) — рост (для мужчин = +5,8);

(для
женщин = +3,3).

5.
Весоростовой показатель (сколько
граммов массы тела приходится на 1 см
роста):

Норма: для мужчин 370-400 г.

для
женщин 325-375 г.

Жизненная
ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — показатель
функционального состояния | дыхательной
системы, «тренировке» поддаётся
с трудом. Норма для женщин — от I
3,5 л и выше, для мужчин — 4,5 л и выше. Хорошо
развита ЖЕЛ у пловцов, лыжников, бегунов
на длинные дистанции. Измерять 1 раз в
3-4 месяца.

Сила
правой и левой кисти:
для
женщин — 36/28 кг; для мужчин — 50/55 кг.
«Прогрессирует» небыстро, равно
как и становая сила: для мужчин-до
120-140кг, для женщин -до 70-80 кг. Измерять
1 раз в 3-4 месяца.

Умение
студента правильно и тщательно вести
дневник самоконтроля в из­вестной
степени облегчает осуществление
врачебного и педагогического контро­ля,
способствует правильной постановке
самостоятельных занятий.

Особо
важен самоконтроль для студентов с
ослабленным здоровьем. Эти сту­денты
обязаны периодически показывать
преподавателю физического воспита­ния
и врачу результаты своих наблюдений,
что в значительной мере помогает их
рациональному воспитанию, способствует
эффективному использованию средств
ФК, в том числе естественных факторов
природы для закаливания, укрепления
здоровья и повышения общей и физической
работоспособности.

Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха. А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок. Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.

Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления. Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме. Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.

Особенности и специфика самоконтроля

Особенностью самоконтроля является то, что его эффективность основывается на регулярном заполнении дневника наблюдений. Неблагоприятные факторы тренировочного процесса (избыточную нагрузку или неправильный режим занятий) можно обнаружить только при наличии объективных сведений и точных записей в дневнике.

Внимание! Объективный самоконтроль спортсмена – это одна из ключевых составляющих медицинского контролирования спортивной деятельности. Ведение дневника не отменяет регулярное посещение спортивного врача

Значимость объективных показателей самоконтроля в жизни спортсмена сложно переоценить. Именно они помогают предотвратить травмы, указывают на необходимость снижения интенсивности физической нагрузки.

Самоконтроль значим для спортсменов

Понятие “самоконтроль” включает в себя множество составляющих:

  • умение планировать свою деятельность;
  • способность продуктивно организовать свой рабочий процесс;
  • умение сравнивать свои действия с общепринятыми нормами;
  • способность “играть по правилам”, действовать по алгоритму;
  • возможность оценить свои поступки, результаты своего труда, свое психическое состояние;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • способность вовремя останавливаться, избегать возможных неприятных последствий;
  • анализ собственной деятельности, поиск слабых мест, самообразование и совершенствование.

Очевидно, что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.

Навыки самоконтроля начинают формироваться еще в старшем дошкольном возрасте. Однако младшие школьники, приступая к учебе, еще не могут достаточно хорошо осуществлять контроль над собственной деятельностью. Поэтому формирование и развитие навыков самоконтроля является важнейшей задачей педагогов. Учителя и родители контролируют работу ребенка, затем самому ученику предлагают проверить соседа по парте, найти ошибки в тексте учителя. Постепенно контроль со стороны взрослых ослабевает и ребенок приспосабливается отслеживать свою деятельность самостоятельно.

Нравственность

Когда дети могут принимать здравые решения, контролируя себя и руководствуясь в своих действиях сопереживанием и самопониманием, у них развивается здоровое и активное чувство нравственности, представление о том, что правильно и неправильно.

Здесь мы тоже не можем ожидать абсолютной устойчивости из-за незаконченного развития их мозга. Но все же следует как можно чаще поднимать вопросы, касающиеся морали и этики, в ситуациях повседневной жизни.

Другой способ поупражнять эту функцию мозга — предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если бы хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?».

Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений

Что это такое?

Сначала нужно определиться со значением слова самоконтроль. Итак, слово самоконтроль говорит само за себя, а именно: человек должен всегда властвовать над своими эмоциями, мыслями, чувствами, словами и другим. Любой из нас в той или иной степени обладает волей, а она, в свою очередь, влияет на развитие самоконтроля. Воля – это внутренний навык, который позволяет каждому из нас быть конкурентоспособным, дает возможность реализовать все свои цели и желания.

Физиологические и психические особенности человека позволяют выполнять самоконтроль. Физиологические особенности закладываются при помощи генетики, а психические – в процессе воспитания, например, у ребенка это происходит тогда, когда он проходит социализацию. Если опираться на биологию, то можно сказать, что функцию самоконтроля позволяет достигать лобная доля головного мозга. При слабом развитии данного участка у индивида возникают агрессивность и даже криминализация.

Психология утверждает, что благодаря взаимодействию двух основных противоположных систем (рефлекторной и импульсивной) происходит самоконтроль. Рефлекторная сторона обеспечивает предвидение результатов и даже влияет на корректировку поступков, а импульсивная обеспечивает быстрое реагирование на происходящее вокруг нас. Например, человек хочет бросить курить. Тем не менее он иногда берет в руки сигарету. Именно таким образом им управляют импульсы. Если у этого человека включится вовремя самоконтроль, то он сможет удержаться от желания выкурить сигарету. Так срабатывает контроль над своим «я».

Существуют три вида самоконтроля.

  • Временной. Он делится на результативный и текущий. Здесь предусматривается контроль самого действия, а также рассмотрение результатов.
  • Пространственный проводит регулировку между разницей модальных каналов восприятия.
  • Произвольный регулирует переменные факторы: эмоции, мышление и психику.

Значение в повседневной жизни

К сожалению, значению самоконтроля уделяется недостаточно внимания. Многие люди не могут разобраться – как развить самоконтроль, какую пользу это принесет. Многие люди живут, как им комфортно. Тем не менее, условия и качественные характеристики существования человека не всегда соответствуют пожеланиям. В данном случае уместно изучить тему – как научиться самоконтролю. Самообладание формирует в человеке целеустремленность, помогает бороться с ленью, вспыльчивостью и другими негативными эмоциями.

Примеры самоконтроля в повседневной жизни:

  • просыпаться утром, чтобы не опоздать на работу;
  • формировать и распределять бюджет;
  • воспитывать детей.

Виды самообладания

Виды самоконтроля определяются в соответствии с определенными факторами:

  • психологические особенности человека;
  • социальная среда, в которой воспитывается человек.

Различают два вида самоконтроля:

  • поведение индивидуума, применяемое для сопротивления влечению любым раздражителям (самообладание в данной ситуации помогает противостоять негативным последствиям, которые формируются на продолжительный период);
  • поведение человека в ситуациях, связанных с преодолением неприятных ситуаций, получением выгоды и улучшением здоровья.

Достоинства и недостатки

Самоконтроль никак не может быть недостатком в характере человека, так как этот момент существенно выделяет его среди остальных и дает множество преимуществ.

  • Человек верит в себя и может оценить свои возможности, а значит, он умиротворен.
  • Когда человек управляет собой, он может также управлять другими людьми. Это обеспечивается большим жизненным опытом.
  • У человека отсутствуют внешние ограничения для развития, и он является свободным.
  • Человек смотрит на себя как бы со стороны, умеет управлять своими чувствами и эмоциями. Это дает ему право на самоуважение.
  • Когда человек приобретает самоконтроль, он становится терпеливым. Кроме того, он способен сам у себя найти и исправить недостатки, которые присутствуют в его характере.

Однако главное преимущество самоконтроля – это увеличение эффективности от принятия каких-либо решений. При этом человек может с легкостью предотвратить свое импульсивное поведение, и это увеличивает в разы его шанс на успех.

Режим дня

Самым первым, важным и достаточно простым способом развить свой самоконтроль является четко выработанный режим дня и сна – то, что многие люди в силу рзаных обстоятельств не могут контролировать на протяжении жизни

Однако это очень важно для нас, когда мы развиваем какую-либо стабильность! Научитесь планировать время, дела, встречи и установите для себя то, что это самая первая сфера жизни, которую нужно контролировать – а если вы потеряете контроль над этой сферой, то и другие могут пойти под откос. После того, как день идет по плану, обязательно приведите в порядок и сон, что поможет вам быстро развивать самоконтроль! Контроль над сном является также важнейшим элементом здорового образа жизни в целом, поддержание которого очень позитивно отражается на нашей психологии

Научитесь брать под контроль день с самого начала, вставая вовремя и имея достаточно времени подготовиться к длинному дню. Хорошими дополнительными идеями для упражнения развития самоконтроля по утрам будет убирать постель сразу после того, как вы с нее встали, или делать зарядку. Если же вы уснули поздно и проспали, то вы вряд ли сможете чувствовать, что действительно контролируете свое время

С большей вероятностью вы пропустите в такой день встречи, занятия спортом, что-то важное на работе. Конечно, часто людям из-за стрессов не удается засыпать в правильное время

В этом случае вы можете опробовать различные приемы восстановления здорового сна. Следование выработанному графику наоборот позволяет вам быть уверенным в том, как вы проводите каждый день и контролируете его. Следование четкому режиму дня и позволит вам избегать ненужных действий и заниматься полезными и важными делами.

Навык брать под контроль свои желания, чтобы подчинить им выработанный режим и держать его под контролем, влияет на все наши действия. Если мы делаем выбор в пользу отработанного графика и необходимости, следуя режиму утром и вечером, то это отразится на наших действиях в работе и взаимоотношениях с людьми, позволив избежать хаоса и состояния постоянной усталости

Важность контролирования режима сложно переоценить. Примеров того, где и как это очень важно, действительно масса

В первую очередь, умение следовать режиму необходимо различного рода руководителям и тем, чья работа постоянно подразумевает взаимодействие с людьми. Показывать другим свою возможность строго контролировать различные процессы, начиная с контроля своего распорядка дня и личного самоконтроля, помогает заставить других уважать нас и прислушиваться к наших рекомендациям.

Если же брать свои желания и график распорядка дня под свой полный контроль все же не получается, и необходимость идти на поводу у обстоятельств вызывает у вас раздражение, то обязательно найдите способы не вымещать свои эмоции на окружающих: в этом кроется еще одна практика развития самоконтроля! Ломая мышки и клавиатуры и срываясь на окружающих людей, вы можете почувствовать себя несколько лучше на некоторое время, однако психологи доказали, что это вовсе не позволяет прийти к полному успокоению и последующему обретению контроля

Нельзя и держать обиды и гнев глубоко в себе, а важно стремиться найти правильный баланс, при котором вы выпускаете пар без нападков на других людей и сильных эмоциональных встрясок, но и не держите раздражение в себе на долгое время

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.

Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением

Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию

Познать самого себя — основа самоконтроля

Контроль своих эмоций, соблазнов и базовых инстинктов необходим для более полной и счастливой жизни.

Самоконтроль — это навык, который необходимо ежедневно изучать самому и которому необходимо обучать всех, чтобы избежать негативных эмоций, таких как гнев, жадность или зависть.

Самоконтроль и самодисциплина помогают нам во всех сферах жизни: без них мы не сможем бросить курить и никогда не вылезем из долгов, появившихся из-за бездумного использования кредитной карты.

Чтобы достичь самоконтроля, прежде всего нужно познать самого себя. Это означает, что вы должны знать, каковы наши слабые и сильные стороны, и, прежде всего, работать над слабостями.

Придерживаться диеты, бросить курить, не злиться, если вы стоите в очереди или пробке, — все это идет на пользу как вашему психическому, так и физическому здоровью. Однако чтобы улучшить самоконтроль, нужно проделать большую работу над собой.

Поскольку иррациональность часто противоположна самоконтролю, мы должны стараться понять глубинные причины наших действий, особенно в те моменты, когда мы должны принять решение или вести себя определенным образом.

Поедание шоколада, курение или покупка новой пары обуви дает нам кратковременное удовлетворение, но в будущем это чревато угрызениями совести и негативными эмоциями.

Хуже всего то, что на смену им приходят раскаяние, разочарование и даже депрессия.

Очень важно видеть и слышать сигналы, которые подает нам организм, и потратить несколько минут на то, чтобы хорошо проанализировать ситуацию. Если вы находитесь перед витриной, глядя на хорошую сумку,… не идите сразу в магазин, чтобы ее купить

Подумайте, можете ли вы себе позволить покупку, и сколько долгов у вас уже есть

Если вы находитесь перед витриной, глядя на хорошую сумку,… не идите сразу в магазин, чтобы ее купить. Подумайте, можете ли вы себе позволить покупку, и сколько долгов у вас уже есть.

Если вы собираетесь закурить сигарету, вспомните о негативных последствиях курения. Думайте о последствиях и когда решаете, не съесть ли еще кусочек вкусного торта или выпить еще бокал-другой.

Что такое самоконтроль в психологии

Самоконтроль его цели задачи и методы исследования хорошо изучены психологией, поэтому при желании понять все тонкости и особенности самоконтроля возможно каждому.

К сведению. С точки зрения науки, это качество личности не врожденное, не передается по наследству, является приобретенной способностью управлять своими мыслями, эмоциями, поведением.

С его помощью можно поменять свою жизнь в лучшую сторону, целенаправленно следуя основным планам. Классическим примером того, что является целью самоконтроля, как флюгера поведения, служит желание бросить курить или похудеть. Это сознательные волевые стремления, поэтому не всем хватает сил им следовать.

По мнению психологов, труднее всего взять под контроль свои эмоции. Объясняется это тем, что эмоция действует на уровне инстинкта, как реакция на какой-либо раздражитель. Из-за быстроты протекания реакцией трудно управлять, что особенно тяжко дается людям с неуравновешенной психикой, например, холерикам.

Самоубеждение и настройка на позитивный лад

Аффирмация – другое интересное упражнение для развития самоконтроля, которое достойно внимания каждого. Заключается практика в технике самоубеждения путем четкого следования какому-либо заявлению, установке.

Аффирмация может применяться в качестве подспорья для развития многих навыков и качеств, но особенно хорошо это упражнение для тренировки самоконтроля. Данная практика позволяет нам оставаться спокойными в условиях давления, вне зависимости от окружающих нас обстоятельств. Говорить себе «нет», следуя установленной формуле выполнения задач, ожидая лучшей возможности для правильного действия или хода – и есть квинтэссенция самоконтроля.

Навыки, развиваемые аффирмацией для самоконтроля, очень важны для различных видов занятий и бизнеса, где зарабатывают деньги при помощи ожидания момента для грамотного и выверенного действия. Например, к таким занятиям относятся торговля ценными бумагами и торговля на разницах валют на финансовых биржах, где нужно внимательно следить за всеми изменениями рынка, уметь всегда избегать поспешных решений и делать выверенные ходы. Другой пример того, где пригодятся навыки, развиваемые аффирмацией для самоконтроля, связан с некоторыми играми, в первую очередь, с миром профессионального покера. Игра разума и психологии практически целиком базируется на навыке оставаться спокойным и контролировать себя, ожидая шанса. Именно поэтому для профессиональных игроков использование упражнения аффирмации является распространенным в развитии критически важных для себя навыков. Аффирмация позволяет в нужный момент использовать возможность сказать себе «нет», избежав соблазна легко заработать выигрыш и совершить поспешное действие, дождавшись единственно верного момента.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога

Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга

Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:. • Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации